Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
Новости
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

На правах рекламы:

санаторий Краснозерский

Поддержание открытости экономики

Норвегия, получающая более трети валового национального продукта за счет внешней торговли, надеялась, что после серьезного нарушения функционирования экономических механизмов, вызванного экономической блокадой в годы Первой мировой войны, международные коммерческие связи быстро вернутся в нормальное русло. Но это произошло далеко не сразу. Блокада Германии, одного из двух главных торговых партнеров Норвегии, продолжалась еще целый год, а торговля с Россией, не имевшая, правда, столь же важного значения, была прервана из-за организованной Западом блокады в годы Гражданской войны в России. Но Германия чрезвычайно быстро восстановила свое положение экспортера товаров в Норвегию, хотя в качестве рынка для экспортной продукции Норвегии она продолжала отставать от Англии. В том, что касается Советской России, Норвегия быстро последовала примеру Англии, заключив с ней торговое соглашение в 1921 г., после чего российский рынок вновь открылся для норвежских рыбопродуктов*. Нормализация отношений с Советским Союзом была желательна и для того, чтобы получить официальное признание правительством этой страны суверенитета Норвегии над Свальбардом. Но и здесь Норвегия сочла целесообразным подождать, пока о своем признании СССР де-юре объявит Англия, а затем сделала то же самое в 1924 г.

Однако с точки зрения экспорта норвежской рыбопродукции огромное значение имели католические страны Западной и Южной Европы. В первую очередь это были Испания и Португалия, закупавшие до войны две трети всего экспорта соленой и сушеной трески. Но в 1917 г., соблюдая требования общественного здравоохранения, Норвегия ввела временный запрет на импорт и продажу спиртных напитков с содержанием алкоголя больше 12%. В 1918 г. после референдума этот запрет приобрел постоянный характер. Судя по всему, и правительство, и стортинг проявили наивность, полагая, что эти, как их стали называть, «винные страны», будут по-прежнему покупать норвежскую рыбу. Их ждало глубокое разочарование: французы заявили протест, а Испания с Португалией решили обложить соленую и сушеную треску норвежского производства максимальными таможенными пошлинами. Проблему с Францией — основная часть ее винного экспорта в Норвегию не попадала под запрет — удалось решить в 1921 г., когда Норвегии пришлось согласиться на импорт большого количества коньяка и крепленых вин. В следующем году Норвегии пришлось уступить и Испании, установив аналогичные квоты на импорт ее хереса и других вин того же типа. Португалия настаивала на еще более значительных уступках, и Норвегия в конце концов капитулировала, полностью отменив запрет на крепленые вина.

Несмотря на все время и усилия, затрачиваемые правительством, стортингом и Министерством иностранных дел на поддержку рыболовства и рыбного экспорта, роль рыбы и рыбных продуктов в экспортной торговле межвоенных лет уменьшалась. Вместе с китовым жиром, показатели экспорта которого в статистике объединяли с рыбой и экспорт которого также сокращался по мере истощения ресурсов из-за бесконтрольной эксплуатации, доля рыбопродукции в экспорте страны сократилась почти с 14% до менее чем 10%. В экспорте другого традиционного предмета вывоза — леса, целлюлозы и бумажных изделий — также наблюдался спад. Вместо них наиболее важной группой экспортных товаров к 1935 г. стала продукция горнодобывающей и химической промышленности, в основном в виде сырья или полуфабрикатов.

Единственным фактором, позволявшим Норвегии избегать постоянного крупного дефицита платежного баланса, являлись доходы, получаемые торговым флотом страны — в межвоенный период они выросли как никогда ранее. Норвежский торговый флот, до Первой мировой войны медленно переходивший от парусников к пароходам и во время войны потерявший почти 800 судов, чрезвычайно быстро возродился. Если количество судов увеличилось ненамного, то их общий тоннаж с 1920 по 1939 г. вырос почти в два раза, достигнув 4,4 миллиона брутто-тонн, что составило 7% всего мирового тоннажа. Норвежский торговый флот стал четвертым по величине в мире — его опережали только Англия, Соединенные Штаты и Япония. Кроме того, он был и самым современным в мире, ведь рост флота шел за счет не покупки старых судов, а постройки новых, сооружавшихся по специальным проектам. Почти две трети кораблей были теплоходами, а не пароходами. Третьей примечательной характеристикой норвежского торгового флота был высокий процент крупных и современных танкеров. И если половина мирового танкерного тоннажа принадлежала крупным нефтяным компаниям, то норвежский танкерный флот, составлявший 18% мирового, находился в руках независимых судовладельцев.

Очевидно, для обслуживания внешней торговли самой Норвегии достаточно было незначительной части ее торгового флота. Поэтому большинство судов совершали рейсы между зарубежными портами, что приносило большие заработки в иностранной валюте. Таким образом, за счет торгового флота страна получала от 30 до 40% экспортных доходов. Рост торгового флота и его значение как источника не только иностранной валюты, но и занятости в кризисные 1930-е гг. был, однако, связан не с целенаправленной политикой государства, а с дальновидностью и предприимчивостью норвежских судовладельцев.

Примечания

*. Временное торговое соглашение между РСФСР и Норвегией было подписано 2 сентября 1921 г. и в том же месяце было ратифицировано сторонами. Оно означало признание Советской России Норвегией де-факто и устанавливало между обоими партнерами более благоприятные отношения.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
 
Яндекс.Метрика © 2020 Норвегия - страна на самом севере.