Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
Новости
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

Введение

Об Амундсене существует обширнейшая литература на различных языках мира. Много о нем писали и в России. Интерес ученых к жизни и путешествиям великого полярного исследователя вполне естественен, так как те важнейшие научные проблемы, для решения которых снаряжались его экспедиции, на протяжении многих столетий привлекали внимание и России, а нередко являлись частью ее государственной политики. Наши соотечественники даже участвовали в его экспедициях. Так, Степан Кучин сопровождал Амундсена в антарктической экспедиции, завершившейся открытием Южного полюса.

В другой, весьма значительной по своим научным результатам, экспедиции на судне «Мод» семь лет трудился Геннадий Олонкин. Он ступил на борт норвежского судна летом 1918 г. и покинул его только в 1925 г., по завершении одного из самых выдающихся и самых длительных полярных путешествий. Он участвовал в перелете дирижабля «Норвегия» по маршруту Рим-Осло-Стокгольм-Ленинград (Санкт-Петербург)-Шпицберген. И только болезнь помешала ему закончить перелет со Шпицбергена через Северный полюс на Аляску.

Амундсен несколько раз посещал Россию. Так в 1906 г. он был избран почетным членом Русского географического общества (этой чести удостаивались только Нильс Адольф Эрик Норденшельд и Фритьоф Нансен). Затем его пригласили в Петербург прочесть лекцию о плавании «Йоа».

20 мая 1907 г. Амундсен приехал в Петербург, а на следующий день ему предстояло выступить с докладом о результатах своей экспедиции. Открывая собрание Русского географического общества, его вице-председатель П.П. Семенов-Тян-Шанский очень высоко оценил путешествие Амундсена: «Тридцать лет назад мы чествовали подвиг знаменитого Нордендешьда, прошедшего впервые из Атлантического океана в Тихий через Северо-Восточный проход. Теперь мы чествуем подвиг другого отважного мореплавателя, который прошел также из одного океана в другой северо-западным путем».

Амундсен был тепло принят в кругах географов, геофизиков, военных моряков Петербурга. Он посетил Константиновскую обсерваторию в Павловске, где знакомился с постановкой магнитных измерений. Эти встречи оставили у путешественника глубокие впечатления. В день возвращения в Норвегию, 29 мая 1907 г., он писал Ю.М. Шокальскому:

«Дорогой полковник!
По возвращении сегодня утром в Христианию спешу отправить Вам эти несколько строчек, чтобы поблагодарить Вас за приятные дни, проведенные в Санкт-Петербурге. Имею удовольствие послать Вам той же почтой две фотографии, из которых одна предназначена Императорскому Русскому Географическому Обществу, и я прошу Вас, будьте любезны, вручите ей от моего имени...
Я сохраняю наилучшие воспоминания о моем чудесном пребывании в Санкт-Петербурге, и я прошу Вас, милостивый государь, принять уверения в моих самых сердечных чувствах.

Руал Амундсен»1.

Русские моряки снабдили Амундсена самыми совершенными картами русских арктических морей, когда во время первой мировой войны он собрался пройти из Норвегии к Берингову проливу, и выполнили его просьбу о заготовке топлива для его судна, которое было оставлено на Диксоне.

Русские полярники не раз приходили на помощь Амундсену во время плавания Северным морским путем на судне «Мод». Они отыскали в Таймырской тундре останки Кнудсена и Тессема, которые погибли на пути от места зимовки «Мод» к Диксону.

Россия приняла большое участие в метеорологическом обеспечении перелета дирижабля «Норвегия» из Петербурга на Шпицберген и со Шпицбергена через Северный полюс на Аляску.

Амундсен общался с широким кругом русских ученых, которые были частыми гостями в его доме. И когда самолет Амундсена летом 1928 г. бесследно исчез в океане, многие норвежцы обращались к русским морякам с просьбой: «Спасите нашего Амундсена». И русские суда одними из первых отправились на его поиски. Как писал К. Симонов,

Под осень, накануне ледостава,
Рыбачий бот, уйдя на промысла,
Нашел кусок его бессмертной славы —
Обломок обгоревшего крыла.

В речи, посвященной памяти Амундсена, Фритьоф Нансен сказал о своем великом соотечественнике: «Он навеки займет особое место в истории географических исследований как человек, выросший из сокровенных глубин своего народа...

Как недавно начался его путь! И вот он завершен. А сколько великих деяний он вместил! В нем жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг сразу погасла, а мы все не можем отвести глаз от опустевшего места на небосводе. Амундсен не был ученым, да и не хотел им быть. Его влекли подвиги и действие. Поэтому и стал он немеркнущим образцом для молодежи нашего времени. Во всей его деятельности мы чувствуем его неотступную мужественную волю. Как сказал Ибсен, «будь верен самому себе, и ты завоюешь венец жизни». Он был верен лучшему в себе. Все свои зрелые годы и все, что имел, он пожертвовал для осуществления идеалов своей юности.

Столетиями его имя, в лучах северного сияния, будет сверкать над молодежью Норвегии.

Люди, равные ему по мужеству и воле, заставляют верить в народ и будущее. Еще молод мир, если он порождает таких сынов»2.

Руал Амундсен принадлежит к числу величайших полярных исследователей первой половины XX столетия. Он первым достиг Южного полюса, организовал обширные океанографические исследования в антарктических водах. Он решил повторить подвиг Нансена и, вморозив судно во льды Северного Ледовитого океана, совершить с ними дрейф от Берингова пролива через Северный полюс в Атлантику. Но вопреки самым тщательным расчетам его судно «Мод», специально построенное для этой цели, льды понесли не к самой северной точке земного шара, а вдоль северо-восточного побережья Азии, и в запланированное время его многострадальная «Мод» оказалась на чистой воде у Новосибирских островов, несколько южнее того района, где начался знаменитый дрейф «Фрама», обессмертивший имя Нансена...

Он первым совершил сквозное плавание на яхте «Йоа» Северо-Западным проходом. Пять лет потребовалось исследователю, чтобы через льды пройти из Атлантического океана в Берингов пролив, решив тем самым величайшую географическую проблему...

Амундсен первым на воздушном корабле (дирижабль «Норвегия») совершил перелет из Европы (Шпицберген) через Северный полюс в Америку (Аляска) и окончательно доказал, что в центре Арктики не существует не только материка, но даже небольшой земли. Он внес огромный вклад в развитие научных представлений о полярных странах, на века вписав имя в историю изучения Арктики и Антарктики.

Примечания

1. Ученый архив РГО. Ф. 1. Д. 333. Л. 2.

2. Цит. по: Нансен-Хейер Л. Книга об отце. Изд. 2-е. Л.: Гидрометеоиздат, 1986. С. 307.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
 
 
Яндекс.Метрика © 2017 Норвегия - страна на самом севере.