Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
Новости
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

Внешняя политика в изменившейся обстановке

Многочисленные внешнеполитические проблемы, с которыми Норвегия начала сталкиваться с 1916 г., вызвали в стране критику действий правительства в сфере международных отношений как в стортинге, так и за его пределами. Рост требований об усилении парламентского контроля и влияния во внешней политике вынудил правительство согласиться в январе 1917 г. на создание «особого комитета» — специального консультативного форума по иностранным делам. Комитет мог быть созван в любой момент, а его заседания были секретными. Среди семнадцати членов этого органа были представители всех политических партий. В 1922 г. эта система была закреплена на постоянной основе — был учрежден парламентский комитет по международным делам; годом позже произошло его слияние с комитетом по конституционным вопросам. Последний являлся органом стортинга, рассматривавшим вопросы оформления дипломатических документов, например связанных с заключением договоров.

Влияние стортинга на выработку и осуществление внешней политики страны было чрезвычайно усилено и тем фактом, что, начиная с выборов 1918 г., когда либеральная партия лишилась большинства, характерной чертой всего межвоенного периода стала частая смена правительств парламентского меньшинства. С лета 1920 г. и до весны 1935 г. в Норвегии сменилось девять кабинетов, ни один из которых не продержался у власти более двух лет. Слабость позиций в парламенте у таких правительств означала, в частности, что голос комитета стортинга по международным делам стал решающим в том, что касалось направленности и осуществления внешнеполитического курса страны.

Рост загруженности в связи с войной привел к расширению штатов и увеличению бюджета Министерства иностранных дел и внешнеполитической службы. Это расширение, однако, во многом рассматривалось как временная мера, пока события не вернутся в «нормальное русло». Но поскольку ситуация в конце войны оказалась мало похожа на обстановку начала войны, реформы все равно были необходимы. Установившееся разделение дипломатической и консульской службы и связанное с этим допущение, что дипломатию или «высокую политику» можно предоставить самой себе, в то время как вопросами торговли и судоходства должны были заниматься консульские работники, становилось все труднее сохранять без изменений. В 1920 г. была создана комиссия по реформе внешнеполитической службы, выступившая с предложениями, предвещавшими радикальные преобразования. Министерство иностранных дел, дипломатическую и консульскую службу предлагалось слить в одно ведомство с едиными критериями набора сотрудников. Само Министерство иностранных дел комиссия предложила свести в три департамента — по политическим и торговым делам, по правовым вопросам и административный департамент. В департаменте по политическим и торговым делам, в свою очередь, предлагалось иметь отделы по географическому принципу, поскольку политические и торговые отношения в рамках одной и той же страны неразрывно связаны друг с другом. Кроме того, комиссия предложила учредить новый пост постоянного или генерального секретаря министерства, который занимался бы координацией работы трех департаментов и играл роль ближайшего советника министра.

Радикальную природу своих реформаторских предложений комиссия обосновывала ссылкой на один важнейший урок военных лет:

«Мировая война без сомнения продемонстрировала одно: у Норвегии тоже есть политические интересы, представляющие первостепенную важность для всей страны, поскольку они затрагивают нашу свободу и независимость, достоинство страны и ее положение среди прочих народов, а также всю нашу экономическую жизнь. [...] Даже в мирных условиях продолжается игра политических интересов, которой малые страны должны уделять пристальное внимание»1.

Реформа Министерства иностранных дел прошла в основном в соответствии с предложениями комиссии. Реорганизация способствовала развитию торговых отношений Норвегии с другими странами в том смысле, что сотрудникам географических «бюро» было легче стать настоящими знатоками стран и вопросов, которыми они занимались. Политическим вопросам пришлось, однако, пострадать от дальнейших реорганизаций, в результате которых крупные вопросы, не ограниченные географическими рамками, передавались в компетенцию специально создававшихся бюро: по арктическим и антарктическим вопросам; по делам Лиги наций (это бюро было создано в 1929 г.). В 1934 г. было образовано бюро по политическим делам. На деле это означало возврат к прежней системе, когда политико-дипломатические вопросы отделялись от торгово-экономических. Реформа завершилась в 1938 г. учреждением департамента по политическим вопросам. Официально он имел равный статус с департаментом по экономическим и торговым вопросам. Однако из-за слабого руководства политического департамента и недостаточной координации его работы со стороны постоянного секретаря министерства получилось так, что в то время, как Норвегия погружалась в обстановку сгущавшегося кризиса в Европе, ее внешняя политика не направлялась опытными дипломатами, и никто не интересовался их рекомендациями.

Международная обстановка, в которой Норвегии приходилось действовать, также претерпела громадные изменения. После «войны за окончание всех войн», казалось бы, наметились контуры нового мирового порядка, даже невзирая на опасность, которую представляла собой поднявшаяся волна революций. Учреждение Лиги наций, предвестником которого стали «Четырнадцать пунктов» мирного урегулирования, выдвинутые президентом США Вудро Вильсоном, основывалось на либеральной идее о неотъемлемой связи между национальным самоопределением и демократическими институтами. Стоит лишь создать новую систему, и в мире возобладает стабильность, основанная на справедливости. Для Норвегии же более непосредственное значение имел тот факт, что Германия, проигравшая войну, а также Россия, превратившаяся к этому времени в Советский Союз и опустошенная революцией и Гражданской войной, утратили — хотя бы в краткосрочной перспективе — роль потенциальной угрозы национальной безопасности страны. Отношение западных держав к Норвегии было, судя по всему, благожелательным из-за услуг, оказанных ее торговым флотом Антанте. К тому же правительство Норвегии считало, что огромные потери норвежских судов дают стране право на какую-то компенсацию в рамках мирного урегулирования. Предложения норвежского посланника в Париже о расширении территории страны за счет России/или Финляндии и его более странная идея получить что-либо из германских колониальных владений в Африке ни к чему не привели. Но у Норвегии имелись другие замыслы.

Примечания

1. Цит. по Odd-Bjørn Fure, Mellomkrigstid, 1920—1940. P. 56.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
 
 
Яндекс.Метрика © 2017 Норвегия - страна на самом севере.