Столица: Осло
Территория: 385 186 км2
Население: 4 937 000 чел.
Язык: норвежский
История Норвегии
Норвегия сегодня
Эстланн (Østlandet)
Сёрланн (Sørlandet)
Вестланн (Vestandet)
Трёнделаг (Trøndelag)
Нур-Норге (Nord-Norge)
Туристу на заметку
Фотографии Норвегии
Библиотека
Ссылки
Статьи

Операции против арктических конвоев

Хотя британцы отправляли маленькие конвои и отдельные суда в Мурманск и Архангельск еще с лета 1941 г., а вскоре после миссии Бивербрука — Гарримана в октябре 1941 г. начали посылать большие конвои, однако немцы с ответными действиями не торопились. Возможно, потому, что в это время (особенно в начале зимы 1941/42 г.) у Гитлера были другие заботы, куда более важные. В феврале 1942 г. германский ВМФ имел в норвежских водах 12 подводных лодок — 6 для охраны побережья и 6 для операций против конвоев. «Тирпиц», «Шеер» и поврежденный «Принц Евгений» тоже были там; одного их присутствия было достаточно, чтобы повлиять на действия союзников, однако у германского ВМФ не было намерения направлять силы непосредственно против конвоев — частично из-за нехватки топлива для продолжительных рейдов больших кораблей. В это время 5-й воздушный флот имел 60 двухмоторных бомбардировщиков, 30 пикирующих бомбардировщиков, 30 одномоторных истребителей и 15 гидросамолетов-торпедоносцев. Генерал-полковник Ганс Юрген Штумпф, командующий 5-м воздушным флотом, осенью 1941 г. перенес свою штаб-квартиру в финский город Кеми. Он оставался там всю зиму, командуя направлением главного воздушного удара, которым в то время были Мурманск и Мурманская железная дорога. Темнота, царящая в Арктике зимой из-за бесконечной полярной ночи, делала воздушные операции против судов, находящихся в море, бесполезными1.

В начале марта штаб ВМФ, решив, что одного присутствия «Тирпица» в Тронхейме недостаточно, чтобы сковать действия кораблей противника, решил послать линкор против конвоя PQ-12, находившегося в море к северо-востоку от Исландии2. «Тирпиц» и пять эсминцев вышли в море 6 марта. Не сумев найти конвой за три дня, 9-го они получили приказ вернуться обратно. Вылазка была робкой с самого начала, потому что штаб боялся рисковать линкором. Редер считал, что операции против конвоев слишком опасны для тяжелых кораблей без сопровождения авианосцев, и сомневался в том, что имеет смысл отвлекать линкоры от их главной задачи — предупреждения возможности высадки десанта. Единственным результатом операции «Тирпица» было решение ускорить строительство авианосца «Граф Цеппелин», которое могло быть завершено в лучшем случае к концу 1943 г.

В середине марта, после того как дюжина конвоев относительно благополучно добралась до Мурманска, Гитлер издал первый приказ об усилении антиконвойных операций. Решив, что конвои могут быть использованы как для поддержания обороноспособности русских, так и для высадки десанта на принадлежащем немцам арктическом побережье, он приказал прервать маршрут морского судоходства, «до сих пор практически нетронутый». ВМФ должен был увеличить количество подводных лодок, а ВВС — усилить подразделения дальней разведки, бомбардировщиков и торпедоносцев. 5-й воздушный флот должен был постоянно бомбить Мурманск, совершать разведочные полеты между островом Медвежий и мурманским побережьем и действовать против конвоев и военных кораблей противника.

Первым результатом приказа фюрера стало предложение 5-го воздушного флота оккупировать Шпицберген и использовать тамошний аэродром для атак конвоев с обеих сторон. Норвежская армия считала, что батальона с годичным запасом продуктов и боеприпасов будет достаточно для удержания острова, но ОКВ сочло, что для обороны острова понадобится слишком много кораблей и самолетов, а толку от этого будет мало, поскольку практически весь год паковые льды заставляют конвои проходить в 480 километрах от немецких воздушных баз в Норвегии. 22 марта Гитлер отверг это предложение.

В апреле вышли в море PQ-13 и PQ-14, но немецким операциям помешали плохая погода и весенняя распутица, которая временно вывела из строя северные аэродромы. PQ-14 встретил к северу от Исландии паковые льды, и 14 из 23 его судов вернулись обратно. PQ-13 потерял 5 судов из 19, а один из крейсеров эскорта, «Тринидад», был торпедирован подводной лодкой и вскоре затонул. Германские эсминцы также вышли в море, но из-за неверных сведений разведки не смогли встретиться с конвоем. Немцы все еще боялись рисковать своими кораблями из-за превосходства противника на море.

В конце апреля меры по наращиванию сил, предпринятые по приказу Гитлера, дали результат. Против конвоев были брошены 12 из 20 подводных лодок, находившихся в то время в Норвегии (8 было оставлено для обороны побережья). Люфтваффе перебросили в этот район 12 только что переоборудованных двухмоторных торпедоносцев He-111. 2 мая 9 торпедоносцев, выполнявших свое первое задание в Арктике, атаковали конвой PQ-15 и доложили о 3 потопленных судах. В конце месяца из-за увеличения светового дня подводные лодки стали слишком уязвимыми для эскорта, а потому охотились только за одиночными судами, шедшими без сопровождения, однако воздушные налеты продолжались. 27 мая 100 двухмоторных Ju-88 и несколько торпедоносцев Не-111 атаковали конвой PQ-16 и сообщили о том, что потопили 9 судов. Операции против PQ-16 показали, что пикирование с большой высоты и выпуск торпед на уровне моря могут привести эскорт в замешательство и заставить его рассеяться.

В начале июня разведка доложила, что на юго-западном берегу Исландии формируется конвой PQ-17. Это заблаговременное предупреждение и двадцатичетырехчасовой полярный день, создававший хорошие условия для воздушной разведки, позволили германскому ВМФ сделать еще одну попытку отправить в бой свои тяжелые корабли. «Лютцов», «Шеер» и шесть эсминцев должны были выйти в Альта-фьорд, а «Тирпицу», «Хипперу» и еще шести эсминцам было приказано занять позиции в Вест-фьорде. Когда 27 июня конвой PQ-17 отчалил от берегов Исландии, штабу ВМФ стало известно, что кроме крейсеров и миноносцев его будет сопровождать дальний эскорт из двух линкоров и авианосца. Он тут же изменил план и приказал всем кораблям собраться в Альта-фьорде, где германского превосходства в воздухе было достаточно, чтобы отогнать вражеские тяжелые корабли. Во время перехода «Лютцов» сел на мель и повредил днище. Та же беда на время вывела из строя четыре миноносца.

Когда PQ-17 подошел к участку маршрута между Шпицбергеном и островом Медвежий, настал подходящий момент для атаки, но линкоры и авианосец представляли собой постоянную угрозу, и 4 июля штаб ВМФ решил, что операция невозможна. Однако на следующий день он воспрянул духом: было замечено, что линкоры, авианосец и крейсеры повернули на запад. Они действовали согласно приказу, о котором немцы не знали: не входить в зону превосходства германских ВВС от Шпицбергена до острова Медвежий, если только поблизости не будет «Тирпица». Штаб ВМФ решил начать операцию, но Гитлер категорически запретил делать это, пока не будет обнаружен и уничтожен авианосец. Во второй половине дня «Тирпиц», «Шеер», «Хиппер» и восемь эсминцев вышли из Альта-фьорда только для того, чтобы через несколько часов вернуться, когда из перехваченных радиопереговоров противника стало известно, что их заметили.

Проанализировав итоги операции, Редер пришел к выводу, что причиной неудачи было стремление Гитлера любой ценой избежать потерь или поражения. Адмирал утверждал, что PQ-17 давал возможность, которой раньше никогда не было и, наверное, никогда не будет; скорее всего, теперь тяжелые корабли больше не будут использоваться против конвоев. Несомненно, чрезмерная забота Гитлера о сохранении тяжелых кораблей для обороны Норвегии делала его чересчур осторожным в том, что касалось линкоров; тем не менее фанатическая приверженность самого Редера к теории «флота как потенциальной угрозы», возможно, сыграла еще большую роль в решении отменить операцию, чем желал признать адмирал.

Хотя ВМФ замешкался, однако 5-й воздушный флот не дремал и нанес конвою страшный удар. Ко времени выхода в море PQ-17 Штумпф собрал в районе мыса Нордкап 103 двухмоторных бомбардировщика Ju-88, 42 двухмоторных торпедоносца Не-111,15 гидропланов-торпедоносцев Не-115, 30 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и 74 самолета дальней разведки (FW-200, Ju-87 и BV-138) — в общей сложности 264 боевых самолета. 2 июля воздушная разведка доложила о положении и курсе PQ-17, и 4 июля бомбардировщики и торпедоносцы начали атаку, сразу потопив четыре судна. В течение дня крейсеры вернулись, а ночью адмиралтейство заставило вернуться и эсминцам, приказав практически беспомощным торговым судам рассредоточиться. В дальнейшем летчики 5-го воздушного флота охотились за одиночными целями, получая от этого удовольствие. Немцы хвастались, что уничтожили весь конвой целиком; согласно британским данным, было потоплено 23 судна из 34.

Катастрофа PQ-17 заставила британское адмиралтейство предложить отменить посылку конвоев в Арктику в течение полярного дня. Сталин яростно протестовал. Был достигнут компромисс, и PQ-18 вышел в море спустя почти два месяца, в начале сентября. К тому времени 5-й воздушный флот увеличил число своих торпедоносцев до 92, а ВМФ готовился пустить в ход все свои 12 подводных лодок. «Тирпиц», «Шеер», «Хиппер» и «Кельн» были готовы к вылазке против PQ-18 или возвращавшегося на запад QP-14, что должно было случиться практически в одно и то же время. Возможность была заманчивая, но не обошлось без ложки дегтя: в составе эскорта имелся авианосец. Штаб ВМФ создал группу из 7 подводных лодок, называвшуюся «Traegertod» («Смерть авианосца»), а 5-й воздушный флот решил нанести по нему свой главный удар.

13 сентября, когда PQ-18 подошел к отрезку Шпицберген — остров Медвежий, подводная лодка выпустила две торпеды в авианосец, но промахнулась. В тот же день 5-й воздушный флот начал атаку, бросив в бой 56 бомбардировщиков. Однако бомбардировщики не смогли приблизиться к авианосцу, надежно защищенному собственными истребителями. Пилоты обнаружили, что не могут подобраться и к торговым судам, шедшим тесной колонной внутри прикрытия из 12 эсминцев. 14-го 54 бомбардировщика повторили попытку. Атаки продолжались до 19 сентября с минимальным успехом из-за плохой погоды. Британцы сообщили о потере 13 судов из 40, что примерно согласуется со сведениями немцев. Но 5-й воздушный флот заплатил за это дорогой ценой: в первых двух атаках он потерял 20 бомбардировщиков. Когда авианосец провел конвой через опасное место, а на обратном пути подобрал QP-14, вылазка линкора была отменена. Даже подводным лодкам было приказано держаться подальше от QP-14, так как опыт PQ-18 показал, что атаковать конвой, имеющий как надводное, так и воздушное прикрытие, слишком рискованно.

После прихода PQ-18 в Архангельск, умилостивившего Сталина, арктические конвои были вновь приостановлены. Задержка объяснялась необходимостью отправки войск по морю в Северную Африку. Высадка десанта в Северной Африке, произведенная 8 ноября, оказала сильное влияние на расположение немецких антиконвойных сил. Все торпедоносцы 5-го воздушного флота и большинство двухмоторных бомбардировщиков пришлось перевести в Средиземноморье. На севере остались только тихоходные гидропланы-торпедоносцы, несколько пикирующих бомбардировщиков и самолеты дальней разведки. Из-за наступления полярной ночи и нелетной погоды значение этой потери было осознано не сразу. Однако оно было очень велико, потому что у германских ВВС больше никогда не было возможности собрать в Арктике такие же силы.

В декабре арктические конвои продолжились — следовало пользоваться преимуществами зимы. И тут штаб германского ВМФ решил предпринять еще одну попытку пустить в ход свои тяжелые корабли. Впоследствии выяснилось, что он совершил ошибку, оказавшуюся роковой. «Хиппер», «Лютцов» и пять эсминцев стояли в Альта-фьорде. 20 декабря оперативное соединение вышло в море после сообщения подводной лодки о том, что к югу от острова Медвежий замечен конвой JW-51В (JW-51A прошел по этому маршруту незамеченным месяц назад)3. Рано утром немецкие корабли подошли к конвою и были тут же встречены эскортом эсминцев. «Лютцов» смог короткое время обстреливать торговые суда с дальней дистанции, но, когда появились два британских крейсера и с первого залпа повредили «Хиппер», немцы быстро вышли из боя в полном соответствии с приказом, запрещавшим рисковать боевыми кораблями в случае равенства сил или превосходства противника. Операция закончилась полным фиаско, так как торговым судам практически не было нанесено ущерба. Немцы потеряли один эсминец, а британцы — эсминец и минный тральщик.

ВМФ планировал эту вылазку как обыкновенную операцию, успех которой зависит главным образом от везения. Намного позже выяснилось, что Гитлер, испытывавший трудности в Северной Африке и особенно в Сталинграде, рассчитывал на громкую победу, и неудача привела его в ярость. 6 января 1943 г. Гитлер вызвал Редера, сделал ему выговор за то, что германский флот не выигрывал ни одного сражения начиная с 1866 г., и объявил о своем намерении списать линкоры. Редер, как главный сторонник больших кораблей, подал в отставку и предложил в качестве своего преемника Дёница, специалиста по подводным лодкам. И то и другое было немедленно принято, а в конце месяца Гитлер приказал законсервировать все корабли водоизмещением больше эсминца. В феврале Дёниц сумел добиться частичной отмены приказа и разрешения «Тирпицу» и «Лютцову» (а позже «Шарнхорсту») остаться в Норвегии; тем не менее неудачная вылазка против JW-51B стала для немецкого океанского военно-морского флота почти смертельным ударом.

Примечания

1. Некоторое время 5-й воздушный флот держал на службе геологов, пытаясь определить места вдоль Мурманской железной дороги, где бомбардировки могли вызвать обширные оползни, способные засыпать большие участки дороги. Эта попытка была основана на знании полярной геологии, которое досталось немцам дорогой ценой. В конце сентября 1941 г. советский бомбардировщик, пытавшийся разбомбить единственный мост через реку Печенгу, по которому шло снабжение горнострелкового корпуса «Норвегия», промахнулся, и бомбы упали на берега реки. Вызванный сотрясением оползень не только похоронил под собой мост, но и запрудил реку. Было обнаружено, что в месте катастрофы слой ледникового наноса (песок и камни) лежал на подложке из океанической осадочной породы. Последняя никогда не высыхает, а потому остается чрезвычайно нестабильной. Когда такую подложку что-то повреждает (например, русло реки), она выдерживает собственный вес и вес ледникового наноса лишь чудом. Похожие геологические условия существуют во всей Северной Финляндии и на Кольском полуострове, но использовать их в своих налетах на Мурманскую железную дорогу немцам не удалось.

2. Конвои, шедшие на восток, в русские арктические порты, получали номера, начинавшиеся шифром PQ, а шедшие обратно получали шифр QP.

3. После PQ-18 арктическим конвоям, следовавшим на восток, присваивались шифры JW, а на запад — RA, причем номера начинались с 51.

 
 
Яндекс.Метрика © 2024 Норвегия - страна на самом севере.